Условный поэтический, лирический мир фильма, с такой красотой и оригинальностью воплощенный камерой Юрия Екельчика, своеобразной звуковой средой, вибрирующей, как солнечный воздух, фосфоресцирующей, как морская вода, окутывала музыка Гавриила Попова.
Абрам Роом, режиссер высокой музыкальной культуры, расценивал музыку фильма не как некий, извне привносимый, сверху накладываемый слой, но как стихию, органически развивающуюся из недр драматургии фильма, из режиссуры. Не случайно он так любил музыкальный эксперимент, так точно умел найти композитора талантливого и с нужным ему для данного фильма направлением таланта.
В «Строгом юноше» режиссеру необходимо было именно дарование Попова, яркое, даже дерзкое, антииллюстративное по самой своей сути, полифоническое, сплетающее экспрессионистическую музыкальную ткань фильма.
Композитор-драматург, Попов придавал пластическую выразительность, четкую фактурность мелодическим линиям. Композитор-психолог, он создавал образы-состояния подчеркнуто субъективного звучания. Композитор-симфонист, он выстраивал даже самое короткое музыкальное мгновение многопланово, в комплексе тем.
Любой оркестровый эпизод фильма содержал в себе неограниченные возможности симфонической разработки, не случайно темы и образы киномузыки Попова давали жизнь новым произведениям: из партитур к документальным фильмам Эсфири Шуб «КШЭ» и «Испания» выросли симфоническая сюита № 1 и Третья симфония, из музыки к «Строгому юноше» — «Симфонический дивертисмент в десяти миниатюрах».
Тема Маши нежным звучанием струнных несла полноту ее молодого, гармоничного, влюбленного отношения к миру.
В визгливо хохочущих джазовых вставках возникала тема Цитронова — лакея, приживала, потребителя. Она выражала авторское к нему отношение — гротесковое, уничижительное. Вдруг музыкальным захлестом эта тема ложилась на крупные планы Степанова, соединяла этих двоих.
«Строгий юноша» — лишь третья работа Г. Попова в кинематографе. Правда, до этого он написал музыку к «Чапаеву». Впоследствии работал с Э. Шуб, А. Довженко, Ф. Эрмлером и создал музыку более чем к тридцати фильмам. Еще раз встретился он и с Роомом на фильме «Ветер с востока».
Гращенкова И. Абрам Роом. М.: Искусство, 1977.