26 июля 2011 года исполнится 35 лет со дня кончины Абрама Матвеевича Роома. Он ушел, но лучшие его фильмы продолжают жить: в ретроспективах, учебных программах, на телевизионном экране... «Третья Мещанская», «Привидение, которое не возвращается», «Нашествие», «Гранатовый браслет». Значительны и поучительны даже его неудачи: «Суд чести», «Серебристая пыль». По-прежнему интригуют пропавшие фильмы: «Предатель», «Ухабы». Так и не разгадан его загадочный шедевр «Строгий юноша».
Неожиданные архивные находки лишнее подтверждение того, что весь он не ушел: ведь находят то, что, порой даже не осознавая этого, ищут, хотят найти. Так в Музее Киностудии имени Довженко из полувекового небытия явился съемочный дневник Исая Леликова — ассистента Роома на «Строгом юноше». ‹…›
Теперь новые разыскания из Саратова, этой культурной столицы Поволжья, одного из главных городов жизни и творчества Абрама Матвеевича. Их таких было три — главных. Где родился, рос в семье, учился в гимназии — Вильно, город европейского склада и культуры. Сегодня своеобразным приветом оттуда стали бумаги, поданные в Николаевский университет за подписью Абрам Мордхелев Ромъ. Потом будет Москва, где прошли его звездные двадцатые, когда, начиная с 1923 года, он смог полностью себя реализовать как кинорежиссер, педагог, деятель кинокультуры. Между городом детства и городом славы — город становления профессионального, сперва врача, а потом театрального деятеля. Саратов — старинный поволжский купеческий город, но с Университетом, театром, консерваторией.
В этот город Роом вернулся, пройдя в качестве врача Гражданскую войну. Здесь пережил свой «театральный Октябрь», сделав первые уверенные шаги в области левого театра как режиссер, организатор, педагог. Уже Абрам Матвеевич Роом. Здесь женился, и жена подарила ему дочь.
Как это часто бывает с людьми эпохи коренных перемен, резко, сломно меняющих жизнь, а то и имя и фамилию, Абрам Матвеевич предпочитал что-то «забывать», о чем-то «умалчивать», а если говорить, то «пунктирно». Жена репрессирована; исполнитель главной роли арестован прямо на съемках; тот, кого считал и называл учителем, расстрелян...
Вот почему так ценны документы, найденные Наталией Валерьевной Самохваловой в Саратовском областном архиве, и публикации ученого секретаря Музея имени Радищева Елены Константиновны Савельевой.
Город, которому Ромъ/Роом отдал в общей сложности около восьми лет жизни, теперь, в трудах таких профессионалов и энтузиастов воздает ему должное, продлевает его жизнь после жизни.
Гращенкова И. Ромъ/ Роом // Киноведческие записки. 2010. № 97.