Исключительно восторженно встретила Одесса, экспансивная Одесса, горячая даже в морозы, появление на экране «Бени Крика».
В Одессе два «национальных героя» — столь различных, но одинаково прославленных:
— Беня Крик, он же далеко не фантастический Мишка Япончик
первый «герой».
— И второй — Бабель.
Я не знаю, кто на них популярнее в Одессе. На Молдаванке, конечно, первый..
Режиссер В. Вильнер постарался сделать «Беню Крик» менее легендарным и более прозаическим, чем — быть может — хочет этого Бабель.
Одесский воздух поистине насыщен романтизмом легенд о Мишке Япончике.
Постановщику пришлось это разрушить.
Кино-фильма должна была превратить легендарного «Беню Крика» в обычного налетчика Мишку Япончика.
И может быть Беня Крик даже обижен низведением его в породу уголовных преступников —но это будет только... исторически верно.
Пишущий эти строки хорошо знал по своей профессии журналиста Мишку Япончика — в течение многих лет.
Это был подлинно трусливый и юркий вор и грабитель, обычный молдаванский налетчик, которого только продажность и бездарность царской полиции оставляли на свободе...
Пристав Панасюк действительно был на откупу у Мишки Япончикапока его не разорвала бомба анархиста.
Пристава а не Беню Крика.
Приход советской власти — в переходные дни Мишка Япончик действительно терроризировал офицеров, мешал им удирать из города и спас Молдаванку от погрома — поставив атамана и его шайку в трагическое положение.
Грабить больше было неудобно. ЧК помешала. И Мишка Япончик пытается сначала слегка... запугивать ревком, потом предлагает свои услуги партизанского характера. Здесь нужна была «дипломатия». Революционная власть понимала, какую опасность представляла собой эта банда налетчиков и грабителей в 2000человек, при неокрепшей еще силе советов.
Нужно было увести этих бандитов из города. Это можно было сделать, организовав полк «под командой Михаила Винницкого». Мишка Япончик стал командиром полка.
Не только пристав Панасюк но даже и милиционер на улице Лассаля отдавал честь, когда Мишка лихо гарцовал на своем коне... во главе своего полка.
В городском театре имени Луначарского были торжественные проводы «полка Мишки Япончика». В театре после зарегистрировано было 48 краж.
Но полк ушел. Скоро Мишка Япончик был расстрелян на какой-то станции, когда возвращался в Одессу.
И до сих пор — Одесса вздрагивает когда вспоминает не столько о могуществе Бени Крика, сколько о продажности и бездарности г. г. приставов.
И как гримаса первых революционных лет, встает перед нами «история» этого «полка Михаила Винницкого» и его письмо и декларации в газетах «о борьбе с буржуазией», и весь образ этого одесского Фра-Дьяволо, оказавшегося просто... марвихером.
Пленительный талант Бабеля создал из Бени Крика романтический образ увлекательного героя. Заслуга режиссера — в низведении роли этой личности, темной во всех отношениях — к образу далекому от романтизма, снижении его с облаков на грязные улицы Молдаванки. Фильма эта нужна и ценна.
Маллори Д. [Борис Флит]. Крик «Бени Крика» // Советский экран. 1928. № 35.