Около четырех месяцев наша киногруппа трудилась в Германской Демократической Республике. Здесь были проведены натурные и частично павильонные съемки. Несколько эпизодов мы сняли в Дрездене, где на площади Альтмарк еще сохранились большие разрушения — последствия варварской бомбардировки Дрездена американцами 13 февраля 1945 года. К естественному фону, которым служили развалины площади, были пристроены огромные декорации разрушенных улиц.
В массовках, снятых на дорогах Саксонии, участвовали тысячи людей — немецкие студенты, студенты стран Европы, Азии и Африки, обучающиеся в высших школах ГДР, воины частей Советской Армии.
Между советскими и немецкими сотрудниками установились исключительно дружеские отношения. Все сознавали важность работы над первым совместным фильмом. Крупные немецкие актеры с охотой шли даже на маленькие, порой «бессловесные» роли.
С немецкой стороны прекрасно работали и
Мне хочется отметить также прекрасную режиссерскую ассистентуру с немецкой стороны в лице М. Бобровской и Г. Георгиу.
С режиссером студии ДЕФА X. Тилем мы работали дружно и, кажется, при полном взаимопонимании. Он и режиссер «Мосфильма» А. Голованов возглавляли весь съемочный «штаб».
Музыку для картины «Пять дней, пять ночей» написал Д. Шостакович, который приезжал в Дрезден, чтобы познакомиться с местами действия фильма и характером съемок.
Для съемки картин руководство Дрезденской галереи любезно предоставило нам помещение, куда доставлялись все нужные полотна.
Исключение составила лишь «Сикстинская мадонна» Рафаэля, которую мы снимали прямо на месте со специально построенных небольших лесов.
Если натурные съемки фильма проводились в Германии, то большинство павильонов были сооружены на «Мосфильме». В разработке эскизов декораций на нашей студии вместе с советским художником Г. Пархоменко принимал участие немецкий художник Г. Ницшке.
В свою очередь Г. Пархоменко принял творческое участие в создании с Г. Ницшке эскизов декораций в Германии.
Операторы А. Шеленков и Чен
Слаженно и активно протекала совместная работа звукооператора Б. Вольского и Б. Гервина.
Наша монтажная группа, возглавляемая
«Мосфильм» и ДЕФА выделили для фильма «Пять дней, пять ночей» опытных директоров картин О. Караева и А. Фишера.
В заключение мне хочется от всего сердца поблагодарить наших немецких друзей, прямо или косвенно участвовавших в создании первой
Арнштам, Лео; Тиль, Хайнц. Дни большой дружбы // Советский экран. 1960, № 23.