То, что сказал сейчас Никита Сергеевич, абсолютно справедливо. Больше того, я думаю, что это действительно необходимо сделать. То, что нас по-настоящему разделяет, — это какой-то дух внутреннего недоверия, это какой-то дух того, что все у нас плохо, потому что мы плохие, потому что среди нас есть враги, страшные люди.
Я по-прежнему продолжаю думать, что врагов нет. Вот сейчас мы наверху обедали и сказали друг другу: давайте произнесем какой-нибудь тост — последний раз вместе обедаем. Я произнес тост, который хочу повторить вам: важнейшим из искусств для нас является искусство общежития, нет для нас сейчас более важного вида искусства, чем искусство уважительного, дружеского, товарищеского, любовного общежития. Я совершенно согласен с тем, что всякие разговоры о том, кто что наделал, нужно обязательно прекратить. Мы уже провели свою аудиторскую проверку, результаты ее передаем съезду. Анализ и аудиторская проверка нашей деятельности лежат в бухгалтерии Союза кинематографистов. Вы с этими документами все можете ознакомиться. Это первое.
Второе. Не нужно никогда устраивать альтернативные игры. По реакции зала в прошлый раз, когда избирался я, мне было все ясно. А съезд нынешний... и как он шел, и что было до съезда, и по вашим аплодисментам сейчас я понимаю: нет, мы не едины сейчас. Мы общественная организация, поэтому единственный довод, которым мы должны руководствоваться, выбирая руководителя, — это общественная полезность, общественная необходимость. Я сейчас понимаю, что у всех у нас есть общественная полезность и общественная необходимость в том, чтобы пришел Никита Сергеевич Михалков. (Аплодисменты.)
Если Никита Сергеевич Михалков в результате проверки того, что нами было сделано за эти годы, придет к выводу, что там есть кое-что и полезное, я обращаюсь к нему как к своему старому товарищу, как к человеку, с которым у нас были разные периоды в жизни — были периоды дружбы, охлаждения и опять дружбы, — я к нему обращаюсь с простой совершенно вещью: Никита, нужна будет моя помощь, я готов вместе с тобой работать.
А то, что он говорит, абсолютно верно. Бессмысленно, унизительно тратить время на борьбу амбиций. Я убежден в том, что мы в этой ситуации должны поступить так, как поступили на прошлом съезде, когда вы мне верили и мне доверяли. Без всяких альтернатив, тайных голосований, быстро, ясно, четко проголосовать за одну-единственную кандидатуру. Я так думаю, поэтому я говорю свое мнение. Во всяком случае, я свою кандидатуру снимаю в пользу Никиты Сергеевича Михалкова. (Аплодисменты.)
Стишова Е. Съезд проигравших, или Наука побеждать // Искусство кино. 1998. № 4.