8 ноября по
Программа снабжена уникальной видеохроникой и стилизованными игровыми сценами, в которых роль Фассбиндера Эрнст исполнил сам — «хотелось сделать программу очень эпатажной, а так было удобнее подавать материал».
Райнер Вернер Фассбиндер (1946–1982), режиссер, актер, сценарист. В творчестве исследовал внутреннее перерождение личности в ходе историко-политических процессов.
Программа Константина Эрнста о Фассбиндере весьма эпатажна, изобилует постельными, гомосексуальными эпизодами: в ней впервые использованы стилизованные игровые сцены. Эрнст сказал корреспонденту Ъ, что, говоря о Фассбиндере первым, специально акцентировал темы, которые ранее на нашем телевидении затрагивать не было принято: «Мы показали талантливого человека, который вытворял фантастические вещи — тратил полмиллиона марок в год на наркотики. Причем заказывал самолеты, чтобы ему привозили его любимые наркотики».
По мнению Эрнста, подобная подача творческой личности вполне оправдана, поскольку «личная жизнь так же интересна, а часто и гораздо интереснее того, что делает художник». А по словам Эрнста, «Фассбиндер был ярким произведением самого себя».
В пантеоне героев «Матадора» Фассбиндер стал одним из самых эпатажных и скандальных. Передача о нем фактически завершила цикл телепрограмм о героях 1992 года, который начался с часового сюжета о Мерилин Монро. Согласно версии его близких друзей (в частности швейцарского кинорежиссера Даниеля Шмида), Фассбиндер всегда стремился подражать Монро: даже умер в возрасте Мерилин. Подобно своему идеалу, Фассбиндер испытывал невероятную потребность в работе: за пятнадцать лет снял 42 кинофильма (один из которых 14 серийный), поставил 18 спектаклей, написал с десяток радиопьес и снялся в 30 кинофильмах. Однако, по словам Эрнста, программу нельзя назвать киноведческой, поскольку она не исследует жизнь и творчество кинорежиссера: «Мы показали Фассбиндера, который разрывался между любовью к женщинам и гомосексуализмом, употреблял ежедневно 7–8 граммов наркотиков, выкуривал пять пачек сигарет и выпивал две бутылки водки. А между тем очень искусно вырезал куски из своей жизни и показывал их в темном зрительном зале.»
Корреспонденту Ъ Константин Эрнст признался, что, играя Фассбиндера, «вел перед съемками достаточно замороченный образ жизни и даже поправился на пять килограммов». Но полностью раскрепоститься не удалось: «внутренний цензор оказался гораздо сильнее той степени цензуры, которая сейчас существует на телевидении. И хотя мне наплевать на свой имидж и я не боюсь предстать на телеэкране в роли наркомана и гомосексуалиста, постельные сцены я все же „смягчил“».
Орлова Н. Константин Эрнст пример лицо Фассбиндера // Коммерсантъ. 1992. 7 ноября.