Однажды в 1933 году я прочитал в газете «Вечерняя Москва» о том, что режиссер В. М. Петров на студии «Ленфильм» для кинокартины «Гроза» начал пробу актеров.
«Все ясно! Актер ты или ничто — решит эта картина», — сказал я себе, не имея никакого основания к такой постановке вопроса, за исключением того, что я играл Кудряша и Тихона много раз в районном театре и в Казани.
Особенно был увлечен Тихоном. Я любил этого забитого человека и вкладывал в драму несчастного всю свою душу, что произвело впечатление даже на прессу. Критика так и писала: «Роль была сыграна душевно!».
В Камерном театре А. Я. Таиров предложил мне опять играть Кудряша. Спектакль был уже на износе, но я вошел в него с удовольствием, и сцену в овраге мы с Варварой играли молодо, задорно и очень влюбленно. Несмотря на некоторую смелую, с моей стороны, трактовку «интимного свидания молодых людей», — она смотрелась целомудренно.
Узнав что актерские пробы уже проходят я не находил себе места от волнения. Что делать? Как поступить? Хочу играть Кудряша! ‹…› Так однажды, раздираемый сомнениями между желанием участвовать в съемках и невозможностью это реализовать, я медленно разгримировывался, когда вдруг билетер принес мне записку: «Видел сцену в овраге, — хочу вам предложить Кудряша в картине „Гроза“. Владимир Петров».
‹…›
Сцена Бориса и Кудряша была перенесена режиссером из оврага в дом Дикого. Там, развалясь на койке и бренча на гитаре, Кудряш подтрунивает над Борисом.
И вот тут-то я понял всю прелесть этой «пересадки» из оврага в комнату. «В овраге им было бы не до подтрунивания — там украденная любовь до первых петухов», — пояснил свой замысел Петров.
А в комнате обстановка интимнее, доверительнее, и разговор становится бойкий, озорной. Гитара давала мне возможность акцентировать слова, а сделанное в паузе глиссандо придавало тексту игривый смысл — собирались ведь на свидание в овраг. Надо отдать должное Михаилу Цареву — трудную и неблагодарную роль Бориса он сыграл точно и интересно. В этом тоже сказалось несомненное влияние Петрова.
‹…› На Венецианском фестивале, куда В. Петров возил картину и где она получила золотую медаль «Гран при», было отмечено, что ансамбль исполнителей вызывает восхищение. И действительно ансамбль был великолепным. Кроме уже названных артистов, роли играли: Алла Тарасова — Катерина, Михаил Царев — Борис, Иван Чувалев — Тихон и Михаил Тарханов — Дикой.
‹…›
Жаров М. Работа с В. М. Петровым: Кудряш и Меншиков (О съемках фильмов «Гроза» и «Петр I») // Искусство кино. 1972. № 2.