Что будет с тобой, если тебе не поверят? Даже если ты говоришь «неправду» — сочиняя ее. Я думаю, будет у каждого человека боль или насмешка, боль в душе — плохо сочинил, и тебе не поверили, а ты сам уже купился своей сказкой, своей историей, ты веришь ей уже больше, чем в начале.
А когда говоришь правду и не верят!? Это уже совсем грустно, и вот тут-то приходят уже серьезные и жестокие мысли: «Не верят». Слышать адресованное тебе слово «врешь» оскорбительно.
Почему меня «купили» шестнадцати—семнадцатилетние десятиклассники не десятилетней давности, а теперешние, современные? Если сказать честно, то хотелось столкнуться с ними с точки зрения своих шестнадцати лет и их. Оттого, что я много слышала в свой адрес «врешь», я решила идти от обратного, даже если мне врут, я верю. Усилий делать для этого не надо было. Надо было просто поверить и полюбить их, моих десятиклассников.
Началась работа. Многое нас уже не устраивало из написанного, нам хотелось жить жизнью, а не только сюжетом и словом. Моим ребятам и новопришедшему директору совсем из другого, казалось бы, мира было интересно на площадке, а что мы будем делать сегодня, какими словами говорить, как познавать друг друга или любить. Как говорил актер Петренко, поначалу он испугался их: «Ведь они такие живые, ни мыслят, не стесняются говорить о своих проблемах, мозги у них ворочаются». Этот страх возбуждал воображение, и хотелось видеть их еще более раскованными, такими, какие они есть в жизни. От этих частых столкновений приходили новые решения — что снимать и как снимать.
1975.
Асанова Д. «Ключ без права передачи» / Дневниковые записи Динары Асановой // Динара Асанова. У меня нет времени говорить неправду: дневниковые записи, режиссерские заметки, статьи, интервью Динары Асановой и воспоминания о ней. Л.: Искусство, 1989.