Должен сказать, что Козинцев сыграл большую роль в появлении «Республики ШКИД». Меня ведь поначалу пригласили всего лишь работником на сценарий, написанньй Пантелеевым. Я в то время очутился в очень тяжелом положении, жил за счет того, что писал сценарии, но без фамилии. За это мне давали 50% гонорара. Я прочел сценарий — он сводился к истории Мамочки и пионерского движения, поговорил с Пантелеевым и столкнулся с человеком злым, явно ненавидящим книгу. Он всю жизнь ревновал своего соавтора Белых — писателя, человека легкого, с легким юмором. Главы книги они писали отдельно. Достоинства ее шли от молодости авторов. Жанр книги я определил как рассказ двух одноклассников, которые соревнуются друг с другом, вспоминая наиболее яркие эпизоды из своей жизни. Мне кажется, это «соревнование» выиграл Белых.
Мы сели с Женей Митько и за две недели написали двухсерийный сценарий. Осталось 3–4 процента от Пантелеева. Что вызвало у него более двухсот замечаний. Но худсовет принял сценарий «на ура». Наши его читали как беллетристику. И тогда Иванов и Козинцев спросили на худсовете: «Почему Полока только литдоработчик? Он же режиссер по профессии. Пусть снимает». Так я стал снимать эту картину.
Полока Г. Уважение к собственным традициям / Записала Г. Иконникова // Кинематограф оттепели. Книга первая. М.: Материк, 2006.