В 1944 году на экраны страны вышла киносказка «Кащей Бессмертный». Этот фильм рассказывал о подвигах русского богатыря Никиты, о его победе над темными силами Кащеева царства. И авторы, и зрители киносказки видели в повествовании аналогию с волновавшей весь мир борьбой советского народа с фашистскими захватчиками.
Режиссер фильма Александр Роу и оператор Михаил Кириллов большое внимание уделили разработке комбинированных съемок, имеющих особое значение в фильме-сказке.
М. Кириллов любит искусство комбинированных съемок и принимает непосредственное участие в создании этих кадров. В этом заключается секрет гармонического сочетания комбинированных съемок со всей изобразительной тканью фильмов, снятых этим оператором.
Режиссер Л. Луков говорил на обсуждении картины: «Здесь оператор не просто фиксатор, не просто даже творческий соавтор режиссера, а самостоятельный творец тех очень сложных, кропотливых, больших выдумок, которые требуют изворотливости, терпения, настойчивости в каждом кадре. Все это сделано такой умелой, легкой рукой...»
Вот, например, мы видим, как Никита въезжает в Восточное царство. Впечатляющее зрелище, а между тем этот кадр дорисован почти целиком. И придорожное чудище, и башни, и пальмы — все это создано на стекле перед камерой.
Нужно предупредить, что изобретения и приемы, которые использует М. Кириллов, несмотря на кажущуюся простоту, требуют глубоких профессиональных знаний, большой любви к своей профессии, тщательности о выполнении приема. Так и в данном случае успех этого кадра во многом решила точность в передаче эффекта освещения на дорисованных элементах кадра, что и создало единство всего изображения.
При съемке ряда эпизодов М. Кириллов объединял несколько приемов. Например, в сцене вынесения приговора героям, попавшим в руки властителей Восточного царства, оператор использовал одновременно дорисовку, прием отраженного совмещения и домакетку. Башни и храмы восточного города были дорисованы на стекле, установленном перед камерой, а парящий в воздухе ковер-самолет был подвешен на тонких тросах. Впечатление, что он стремится улететь ввысь, было достигнуто с помощью работы ветродуя, который был расположен внизу, за пределами кадра. Герои, появляющиеся на стене, были введены приемом отраженного совмещения. Режиссер А. Роу говорил: «Оператором М. Кирилловым и художником В. Никитченко были созданы совершенно новые виды комбинированных съемок. Особенно оригинальны такие кадры, как «Прозрачный человек», «Отсечение и вновь появление головы у Кащея».
Как же сняты эти кадры!
Чтобы это понять, нам нужно ознакомиться с методом отраженного совмещения, разработанным М. Кирилловым.
Оператор должен уметь видеть и подмечать то, на что другие люди порой не обращают внимания.
Все мы не раз проходили мимо витрин магазинов, проходили и не замечали ничего особенного. Глядя на выставленные в витрине товары, мы не задумываемся над тем, что в стекле витрин мы видим сразу два изображения, что очень похоже на съемку в две экспозиции. Первая экспозиция — реальные товары, а вторая — стекло, на которое можно спроецировать нужное изображение.
Возьмите стекло, и, удерживая его перед глазами под некоторым углом, вы увидите в нем, например, отражение электрической лампочки. Это отражение вы можете совместить с подсвечником, находящимся в поле вашего зрения. Так вы получите комбинированное изображение, состоящее из реального и отраженного объектов.
Во дворце Кащея в стеклянном гробу лежит умершая Марья Маревна. Лишь поцелуй любимого оживит царевну. По замыслу режиссера Марья Маревна должна выглядеть несколько нереальной, полупрозрачной.
Подобные кадры обычно снимаются в две и более экспозиций. В первую экспозицию следует снять декорацию с хрустальным гробом, около которого стоит Кащей. Затем нужно пленку отмотать назад, перекрыть декорацию черным бархатом и на его фоне снимать актрису с такой экспозицией, чтобы изображение ее было полупрозрачным.
При этом, чтобы расположить актрису в нужном месте кадра, проявляют несколько кадриков отснятого материала и закладывают в рамку съемочного аппарата. По указанию оператора актриса абсолютно точно совмещается со снятым уже изображением
Такая съемка чрезвычайно сложна. Малейшая ошибка в синхронизации действий актеров, снимающихся в разное время, приводит к браку. Достаточно сложны экспонометрические расчеты, необходима камера с обратным кодом пленки, весьма вероятны царапины после неоднократного прогона пленки через камеру.
Как же снимал этот эпизод М. Кириллов!
Он установил камеру в декорации. Над гробом склонился Кащей. Вне пределов кадра на фоне черного бархата была расположена актриса, исполняющая роль царевны. Ее изображение отражалось в объектив через стеклянную пластинку, установленную перед камерой. Режиссер и оператор могли, таким образом, снимать комбинированный кадр с полной возможностью визуального контроля за действиями реальных и полупрозрачных персонажей.
Прием отраженного совмещения был использован М. Кирилловым и при съемке впечатляющего кадра отсечения головы Кащея. Мы видим, как падает голова злодея, а затем вновь медленно вырастает.
Перед съемочной камерой располагался актер Г. Милляр, исполнитель роли Кащея, а вне пределов кадра, отражаясь в стеклянной пластинке, находился дублер Г. Милпяра — актер в костюме Кащея. Оба актера становились так, чтобы они были абсолютно точно совмещены в кадровом окне. Для этого к их шеям с тыльной стороны были приставлены упоры — нечто вроде ухватов.
Нижняя часть стеклянной пластинки перекрывалась таким образом, чтобы корпус Г. Милляра не был виден. Каше крепилось с наружной стороны пластинки. Если бы оно находилось с внутренней стороны стекла, обращенной к объективу, то мы не увидели бы корпуса дублера.
Теперь в кадре был Кащей, составленный из корпуса дублера и головы Г. Милляра. Чтобы изображение головы дублера не отражалось в кадр, крепилась еще одна кашетка и перекрывала голову дублера. Границы масок должны были абсолютно точно совпадать.
Оператор приступал к съемке. По команде Г. Милляр падал влево из кадра. А так как корпус дублера оставался неподвижным, то создавалось впечатление, что отсекалась голова Кащея. Чтобы она «выросла», актер медленно поднимался в кадр.
Но должен быть и взмах меча, отсекающего голову. Пленка отматывалась назад и, в соответствии с записями помощника оператора, который по счетчику кадров отмечал момент отсечения головы, на фоне черного бархата снимался удар меча.
Михаил Николаевич всегда тщательно готовится к съемке. Изучает иконографический материал, продумывает различные операторские приспособления. У оператора есть специальный альбом облаков, в котором можно отыскать любое нужное изображение облачного неба.
«Кащей Бессмертный» снимался в Средней Азии, где небо обычно безоблачно. Чтобы в кадре были облака, оператор притемнял при съемке игровой сцены верхнюю часть кадра оттененным плотным нейтрально-серым фильтром. Затем пленка возвращалась назад и нижняя, снятая часть кадра перекрывалась каше. Чтобы границы масок были абсолютно точными, оператор проявлял несколько кадриков, закладывал этот негатив в съемочную рамку и точно устанавливал каше. Затем перед объективом крепилась нужная фотография облака, совпадающая с верхней частью кадра, и осуществлялась съемка второй экспозиции.
Значительное место в фильме занимал показ зловещего Кащеева царства. Вот, например, как оператор решал первое появление Кащея. На мрачном фоне пещеры, в резких контрастах светотени тускло мерцали тяжелые цепи. Фигура и голова Кащея решались силуэтно. И вдруг загорались фантастически яркие глаза. Кадр этот был снят следующим образом: в нужный момент зажигался осветительный прибор, направленный на глаза Кащея. Перед прибором была установлена фокусирующая линза-монокль, а перед линзой — каше с отверстиями, рассчитанными на высвечивание лишь глаз актера. Требовалась большая скрупулезность в фиксировании положения актера и установки прибора — малейшая неточность разрушала эффект.
Вот богатырь на распутье. Он остановился у огромного придорожного камня. На нем написано: «Направо пойдешь...» Вдали в туманной дымке расходятся три дороги. Какую выберет Никита! Хилое деревце довершает эту знакомую каждому из нас по русским сказкам картину. Чтобы понять объем работы, осуществленной оператором для съемки этого кадра, нужно отметить, что реальны в этом изображении лишь бугор и Никита на понурой лошаденке. Огромный камень — бутафория. Деревце посажено по кадру. А три дороги, вся перспектива дали созданы с помощью большого макета, расположенного непосредственно за краем холма.
Когда Кащей Бессмертный» вышел на экран, он был очень тепло принят советским и зарубежным зрителем. «Это подлинное кино по композиции и по тому, что в фильме преобладает язык зрительных образов, — писала зарубежная пресса, — все ясно и понятно даже тогда, когда не понимаешь слов. «Кащей Бессмертный» некоторым образом противопоставлялся «Багдадскому вору». Оба фильма являются инсценировками сказок, где изображается борьба Добра против Зла. В обоих фильмах человек показан в окружении мира фантастики. И если печать единодушно раскритиковала «Багдадского вора», то столь же единодушно она высоко оценила художественные и технические достоинства «Кащея», — писала итальянская газета «Интернари».
Дьяконов Ю.А. «Кащей Бессмертный» // Дьяконов Ю.А. Всегда в поиске. Из опыта работы заслуженного деятеля искусств РСФСР оператора М. Кириллова. М., Бюро пропаганды советского киноискусства, 1970. С. 18-25.