1955 год... На студии «Мосфильм» шел просмотр картины «Лурджа Магданы». Трагическая история бедной вдовы и ее детей, перенесенная на экран начинающими грузинскими режиссерами Р. Чхеидзе и Т. Абуладзе, с первых же кадров привлекла внимание сидящих в зале. Фильм поразил зрителей необыкновенным лиризмом, органичным сочетанием бытового и поэтичного, документальностью и обобщением.
Когда в зале зажегся свет, присутствовавший на просмотре Александр Довженко спросил:
— А режиссеры картины здесь?
И, увидев поднявшихся ему навстречу двух очень смущенных юношей, взволнованно сказал:
— У меня такое чувство, будто я увидел новую картину моего друга Николая Шенгелая. Будто горы и долины Грузии стали ближе и сердце ее народа открылось мне еще лучше...
Похвала прославленного мастера кино, истинного поэта экрана воодушевила дебютантов. С тех пор прошло немало времени. Творческий союз Резо Чхеидзе и Тенгиза Абуладзе распался. Каждый пошёл своим путём. Но признание Довженко первого их фильма осталось самым дорогим в жизни.
Есть режиссеры, к которым признание приходит с первым же фильмом. «Повезло» и Резо Чхеидзе — фильм «Лурджа Магданы» с успехом обошел экраны Советского Союза и был отмечен первой премией по разряду короткометражных фильмов на IX Международном кинофестивале в Канне, Почетным дипломом на фестивале в Эдинбурге.
Естественно, что успех первой «пробы пера» воодушевил начинающего режиссера. По первому фильму, конечно, нельзя было предсказывать, как сложится творческая биография художника, какое место он займет в искусстве. Тем не менее, дебют в какой-то степени является заявкой на будущее.
Приступая к самостоятельной постановке, режиссёр хотел в новом фильме закрепить то, что в первой же его работе получило признание мастеров, мнением которых он дорожил. Но надо было выбрать тему, наиболее точно выражавшую его стремления, желания и позиции как художника и гражданина.
Резо Чхеидзе привлекало и историческое прошлое своего народа и его настоящее. Хотелось поднять в фильме извечную проблему — личности и общества.
И вот Чхеидзе задумывает фильм о своих сверстниках, о подрастающем поколениеи, о юношах и девушках, вступающих в жизнь.
В 1956 году вышел первый самостоятельный полнометражный фильм Резо Чхеидзе, который можно было назвать исповедью, признанием сердца. «Наш двор» — светлый, искренний фильм. Это подлинная поэма о молодёжи, баллада о любви.
Следя за судьбами мальчишек и девчонок одного двора, зритель видит, как они вырастают на его глазах, как на смену ребячьим шалостям приходят первые раздумья о жизни и... первая любовь.
Талант Резо Чхеидзе, ярко проявившийся во всем строе картины, был высоко оценен в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Фильм был удостоен золотой медали. Это признание, пришедшее и со вторым фильмом, несомненно, предсказывало режиссеру большое будущее и в то же время обязывало его ко многому.
Но случилось так, что последующие два фильма Резо Чхеидзе — «Майя из Цхнети» и «Клад», хотя и отмеченные интересным поиском изобразительной стилистики фильма, нельзя рассматривать как творческие удачи.
Вглядываясь сегодня в драматургию этих фильмов, мы ясно видим, что в них, так же, как и в следующей, на сей раз несколько экспериментальной работе — «Морская тропа», при всей поверхностности драматургического решения определенно чувствуется одаренность художника, настойчиво ищущего своего героя, свою тему, свой язык в кино.
Но, отойдя в этих картинах от природы своего дарования, Резо Чхеидзе сразу потерял те краски, которыми писал: ушли прежняя необыкновенная авторская убежденность, поэтический взгляд, ясность мироощущения.
Недаром говорят, однако, что есть поражения, которые являются залогом дальнейших побед. В творческой биографии Резо Чхеидзе, режиссера на редкость честного и принципиального, эти картины и явились залогом настоящей победы, пришедшей с фильмом «Отец солдата».
Этот фильм — итог многолетних размышлений о жизни, результат обобщения опыта советской кинематографии — стал гимном во славу советского воина.
«Отец солдата» — картина о войне. Эти картины бывают разные. Видения минувшей войны неотступно стоят перед глазами целого поколения художников. Но разные художники в разных странах придают своим кинопроизведениям различную эмоциональную окраску. О фильме «Отец солдата» много сказано и много написано. За последние три года он обошел экраны почти всех стран мира. Шествуя победным маршем по земле, фильм завоевал сердца миллионов людей, приобрел десятки миллионов поклонников, Он принес огромную популярность авторам -— режиссеру Резо, Чхеидзе, сценаристу Сулико Жгенти и исполнителю роли Георгия Махарашвили — Серго Закариадзе.
Фильм утвердил позицию режиссера и доказал мужество его как художника, который обратился к теме, уже неоднократно находившей блестящее воплощение на экране, — к теме войны.
«Отцу солдата» присущи строгость и простота режиссерского письма Чхеидзе, высокая правда характеров. В этом фильме есть и философское осмысление жизни, и возвышенность, в которой сосредоточены лучшие человеческие черты: преданность Родине, дружба народов, преемственность поколений, мужество и стойкость солдат.
«Только так любя свой народ, — сказал на обсуждении фильма Григорий Чухрай, — можно заставить и других полюбить его...».
И эта любовь режиссера к своему народу, к героям, о которых ведет он рассказ, проходит красной нитью через все творчество талантливого и умного художника. Влюбленность в свой край, в свой народ придает дарованию Чхеидзе своеобразное очарование, привлекательность.
Сейчас Резо Чхеидзе заканчивает новый фильм под названием «Ну и молодежь пошла!» по сценарию Сулико Жгенти. В этом фильме режиссер снова вернулся к теме молодого поколения. Молодежи, встретившей войну на школьной скамье, ее детским мечтам, взрослеющим раздумьям о жизни, романтике героизма, подвигу во имя Родины посвящает режиссер свою работу.
Фильм «Ну и молодежь пошла!», как и все творчество Резо Чхеидзе, утверждает жизнь, веру в светлое будущее человека.
Табукашвили О. Голос эпохи // Заря Востока (Тбилиси). 1968. 5 октября. С. 4.