<...>
Придя в архив, мы нашли в нем много для себя неожиданного. Оказалось, например, что одних только кадров хроники, где был бы запечатлен последний российский император, сохранилось порядка 15 часов экранного времени! Чем объясняется такое невероятное количество этих материалов! Абсурдно думать, что такую огромную массу сюжетов мог отснять какой-нибудь один, ну пусть два придворных «киносъемщика», как их тогда называли. И даже если учитывать, что кое-что снималось Дранковым и Ханжонковым, все равно такого количества не получилось бы . Тем более, что дошедшие до нас кадры – лишь часть реально снятого.
Ответ на этот вопрос был найден в Историческом архиве. Удалось установить, что в 1900 году в Царском Селе фотографом Двора Его Величества А.К. Ягельским (совладельцем знаменитой фирмы «К.Е. Ган и Ко», занимавшейся с 1887 года фотосъемками императорской фамилии) было открыто по существу первое киноателье в России, которое и начало практически монопольную киносъемку царской семьи и Двора.
А.О. Дранков же организовал свою кинофабрику лишьв. 1907 году, хотя именно она упоминается во всей литературе как первая, положившая начало собственному кинопроизводству в России. Возможно, это заблуждение вкралось во все справочники и книги благодаря безапелляционному заявлению самого Дранкова: «Первая в России фабрика кинематографов и кинематографических лент для живой, поющей и говорящей фотографии».
Как бы там ни было, но именно Ягельский, а не Дранков должен считаться тем человеком, кто впервые в России наладил регулярные киносъемки и производство позитивных копий для проката и создал в этих целях настоящую кинофабрику. Думаю все же, что главная причина путаницы заключалась в том , что в тогдашнем русском обществе особенно не считались с человеком, не имевшим официальной автономии. Все-таки Ягельский был п р и д в о р н ы м фотографом и оператором, а Дранков же затеял совершенно частное дело не носящее характер «госзаказа». Правда, и Ягельский был совладельцем ч а с т н о й фирмы, лишь работающей на обслуживание нужд Двора. Но это последнее обстоятельство, видимо, для всех поздних исследователей стало решающим. И опять же, фактор устойчивого пренебрежения – подумаешь, придворные киносъемки!
Порой в литературе, и в том числе дореволюционной, встречаются ссылки, что придворные киносъемки производил А.К. Ган-Ягельский. Вероятно, у Александра Карловича были основания выступать под двойной фамилией. Но в любом случае фирмой К.Е. фон Ган и Компания владели все-таки два разных человека, причем фото- и киносъемки производил в основном сам Ягельский.
Объемы производства царскосельской кинофабрики были столь велики, что уже в 1902 году Ягельский ставит перед министерством императорского Двора вопрос о создании в рамках этого ведомства историко-кинематографического отдела ос своим харнилищем всех отснятых им кинолент. Однако ни тогда, ни позднее (а Ягельский продолжал поднимать этот вопрос и в 1908, и в 1911 годах) сделано этого не было, и первый в истории России фильмоархив носил исключительно частный характер , и владела им все та же фирма «К.Е. Ган и Ко». После революции царскосельский архив был, разумеется, реквизирован в пользу советской власти и перевезен на Сергиевскую улицу в Петроград, где в 1926 году его и обнаружила Э. Шуб.
<...>
Беляков В.К. Царская хроника – опыт кинопубликации (из работы над фильмом «Дом романовых») // Киноведческие записки. 1993. № 18. С. 24-26.