Фильм «Катька — бумажный Ранет» был снят в 1926 году на весьма популярном в годы НЭПа материале, к которому часто обращались литература и кино, — жизнь городского дна. И персонажи этого фильма оттуда: торговка яблоками, вор, спекулянтка, опустившийся интеллигент. Сюжет — любовно-уголовный. Жанр — мелодрама, щедро прокрашенная комическими тонами. Над фильмом работали два режиссера, настолько не совпадающие по мироощущению, что пока по жребию не разделили сферы постановочного влияния, больше спорили, чем снимали. Эрмлеру досталась линия вора и спекулянтки — персонажей отрицательных. Иогансону — линия персонажей положительных — деревенской девушки и опустившегося интеллигента, поневоле оказавшихся на дне. Так, в фильме оказались смешанными социальный гротеск и лирическая комедийность.
Человеческие фигуры расставлены в фильме так, что хочется дать ему другое название: лучше всего, точнее всего — «Вадька Завражин» или «Вадька и Катька». Правда, кто бы разрешил таким образом зацентровать место социального изгоя, жалкого интеллигента? Человек из прошлого, может быть, студент или служащий, но явно из хорошей семьи, где ему привили уважительное отношение к женщине, хотя бы и уличной торговке, стыдливость, аккуратность, деликатность. Для того, кто ночует на улице, ищет спасения и пропитания у торговки яблоками, носит рваную одежду, эти качества — непозволительная роскошь, источник комизма. Решив свести счеты с жизнью, Вадька прыгает с моста в реку, но воды там по колено. Драматическую по сути ситуацию покушения на самоубийство режиссер Иогансон переводит в трагикомическую, а разрешает анекдотически — у горе-самоубийцы украли весь нехитрый гардероб. <...>
Из слабого, боязливого, плывущего по течению жизни человека Вадька превращается в мужчину, способного защитить то, что стало ему дорого, — женщину, ее, не своего ребенка, самого себя как личность. и силой этого преображения становится не идеология, не влияние общества, не новые формы быта, а вечные чувства — сострадание, человечность, любовь. Связанные ими персонажи к финалу поднимаются в ранг героев. Катька, оставив торговлю, поступает на завод, и нет сомнения, что эта по-крестьянски сильная и жизнеспособная женщина станет верной и надежной спутницей Вадьки. Скорее всего, коммунисту Эрмлеру не была близка идея этой обособленности, самодостаточности, спасительности личной жизни, но к ней вело развитие фильма, движение сюжета, открытие истинной сущности персонажей.
Гращенкова И. Киноантропология ХХ/20. М.: Человек, 2014. С. 89-93.