Теперь давайте выйдем за стены нашей маленькой мастерской и посмотрим, чем жила, как развивалась советская мультипликация в то время.
Эпоха бурного развития молодой социалистической страны требовала широкой и активной агитации во всех отраслях производства, сельского хозяйства, кооперации, а также в общественной и политической жизни. Большие возможности наглядной агитации средствами «оживленного» рисунка продиктовали необходимость создания мультипликационных мастерских на крупных кинофабриках. Такие мастерские появились на студиях «Культкино», «Совкино», «МежрабпомРусь», «Госвоенкино» в Москве, на студиях Одессы, Киева, Ленинграда.
Небольшие группы художников-мультипликаторов, работавшие ранее у себя на дому, перешли работать на производство. Основной продукцией середины 20-х годов стали маленькие агитационно-сатирические фильмы. Уже названия этих картин позволяют судить об их направленности. Александр Бушкин создает два антирелигиозных фильма — «Дурман Демьяна», «Икона», а также политшарж «Карьера Макдональда» по сценарию Г. Болтянского. Молодой коллектив ленинградских художников Пролеткульта, руководимый И. Сорохтиным и А. Пресняковым, выпускает в 1925 году свою первую рисованную мультипликацию—«Алименты» по сценарию А. Владимирова со стихотворным текстом В. Тимофеева. Этот фильм был своеобразной карикатурой на некоторые пережитки старых отношений к женщине и семье. Художник-карикатурист В. Григорьев на ленинградской фабрике «Совкино» делает в 1927 году фильм «Держи чубаровца», направленный против злостного хулиганства. И другой фильм— «Дом вверх дном» (1928, сцен, и реж. Д. Толмачев), в котором высмеивалась плохая работа строителей.
Ряд маленьких удачных публицистических фильмов создает коллектив Н. П. Ходатаева—«Даешь хороший лавком!», «Днем с огнем», «Подтянись, лавком идет!», посвященные различным вопросам улучшения работы кооперации на селе. Эти фильмы, пожалуй, были лучшими мультипликациями того времени, потому что в них удалось создать характерные комедийно-сатирические персонажи, отвечавшие форме и содержанию этих произведений. Особенно удались типажи в фильме Н. и О. Ходатаевых «Грозный Вавила и тетка Арина» (1928).
Содержание картины незамысловато. На кухне вокруг крестьянки Арины различные кастрюли, чугуны, горшки водят хоровод. Они показывают Арине на календарь, на котором видна
«8 марта», говорят, что сегодня освобождают Арину от работы на кухне и направляют ее в деревенский клуб, где проводится торжественное собрание. Арина идет в клуб, где собираются и другие женщины деревни. В это время домой приходит муж Арины—здоровый, бородатый Вавила. Он сильно разозлен, что его жена ушла из дома, не приготовив ему обеда. Вместе с приятелем, маленьким, тщедушным мужичком, они направляются в клуб, прихватив с собой ухваты, чтобы проучить нерадивых жен. Эти персонажи были трактованы в комедийном плане. Заглянув в окна клуба, грозный Вавила приходит в ужас, когда видит свою Арину выступающей перед деревенскими женщинами.
Финал фильма при демонстрации всегда вызывал веселое оживление в зале, когда здоровенный Вавила и его щуплый приятель, побросав в панике ухваты, смешно удирают из клуба домой. А их преследуют принесенные ими же ухваты...
И. Иванов-Вано. Искания. Кадр за кадром. . Москва. Искусство. 1980