На пресс-конференции, отвечая на вопрос о любимом фильме в жанре фантастики, Федор Бондарчук назвал «Марс атакует!», импонирующий ему миролюбием и юмором. В его новом проекте «Притяжение» юмора маловато, зато миролюбие — его стержень, месседж, главная тема и все тому подобное. Что и было озвучено самим постановщиком, сказавшим, что он снял кино миролюбивое и даже (тут режиссер, понизив голос, произнес слово, которое редко услышишь в ландшафте родных осин, и еще реже — в позитивном контексте) пацифистское.
[...]
Идея представить в виде землянина существо с другой планеты, одев его в затрапезные шмотки и нахлобучив на голову лохматую лисью шапку, как и поместить действие в московский район, хотя бы номинально известный во всей стране, — Чертаново, принадлежит сценаристам Олегу Маловичко и Андрею Золотареву. Сложное имя инопланетянина (Риналь Мухаметов) по-русски начинает звучать как Харитон, а эксцентричной странностью поведения и рыжей шапкой он слегка напоминает снежного человека из рязановской комедии. Только перспектива здесь обратная. В «Человеке ниоткуда» нецивилизованный человек пытался адаптироваться в цивилизованном мире, а в «Притяжении» человек из будущего пытается вникнуть в устройство мира, который в галактике признан запрещенным к посещению из-за чрезмерно агрессивной социальной среды — в нашем глобальном историческом масштабе. То, что это действительно так, подтверждается озвученными на экране сухими цифрами, показывающими, сколько лет ушло у человечества на войны, сколько гибнет на них людей. Но поскольку кино — искусство визуальное, убедительнее всего воздействует то, что всегда остается в ничтожно малом меньшинстве. Например, аргументы школьного учителя, пытающегося охладить воспаленные головы тех, кто готов не рассуждая кинуться на неведомого врага, не зная даже, враг ли он. Но все же всегда есть это меньшинство, доказывающее в очередной раз, что правда чаще всего именно за ним. Однако тех, кто с ревом «Это наша Земля!» несется в бессмысленный бой, в фильме гораздо, гораздо больше.
«Притяжение» — зрелищный экшен в IMAX/3D с потрясающим саунд-дизайном, за который отвечал новозеландский инноватор Дейв Уайтхед, с музыкой Ивана Бурляева, рэпом и хип-хопом культовых исполнителей, а также, конечно, и с миром инопланетян, технологии которых выстроенными, согласно идее Бондарчука, по принципу состояния воды. Но «Притяжение» — это еще и острая социальная драма. Один из важных поворотов сюжета напомнил мне фильм Алексея Китайцева «Психи» (2015), где внедрившийся в ряды движения «Антифа» провокатор, используя «сакральную жертву», вербует в свои ряды наивный и неопытный молодняк. Обнажить анатомию этой процедуры чрезвычайно важно. Но если фильм Китайцева заработал 270 долларов и посмотрели его 172 человека (на январь 2017), то «Притяжение» увидят миллионы. Вот в чем преимущество «бескомпромиссного» мейнстрима.
Что же касается самоидентификации человека как вида, то фильм Федора Бондарчука напоминает: главное качество, выделяющее нас из мира братьев меньших, — это способность говорить, а следовательно, — договариваться. Проблемы начинаются с того, что договориться не получается у самых близких — дочери-старшеклассницы Юли (Ирина Старшенбаум) с отцом, комендантом Москвы (Олег Меньшиков), а потом эта ситуация вырастает до космического масштаба. Прислушаться к другому и, может, благодаря этому общению разобраться в себе — в этом, на мой взгляд, главный посыл «Притяжения» в его яркой звуковой оболочке и с компьютерными спецэффектами.
Цыркун Н. Шапка Харитона // Kinoart.ru. 26.02.17