Меня всегда спрашивают, почему я играю отрицательные роли. Трудно ли это?
Ну, конечно, приятно играть героя. Ловить обращённые на тебя восхищённые взгляды, особенно в молодости... Мне это не знакомо. На экране я организовывал заговоры, руководил шпионажем и диверсиями. А в самый решительный момент, когда, казалось, я вот-вот достигну своей цели, мои планы неизменно проваливались и я нёс заслуженное наказание. И в зале раздавались аплодисменты, адресованные, опять же, не мне, а герою.
Я знаю, иные милые, мечтательные девушки покупают в киосках фотографии актёров и прикалывают их у себя над столом. Вряд ли кому из них придёт в голову украсить своё жилище моим изображением. Но дело не в этом.
Роли бывают хорошие и плохие. И отличаются они друг от друга отнюдь не моральными качествами персонажей. Всё зависит от того, как выписан характер автором сценария, в какие ситуации герой поставлен, как он реагирует на действия партнёров, как говорит, как слушает. А хороший это человек или плохой — к качеству роли это отношения не имеет.
В работе над отрицательным образом есть одна особенность. Когда актёру поручают роль положительного персонажа, его современника, он имеет полную возможность познакомиться с прообразом своего героя. Он может поехать на завод или в воинскую часть, в колхоз или НИИ. Актёр может многое узнать о работе, привычках и характере этого человека и даже овладеть профессиональными навыками своего будущего героя, что в значительной мере облегчит его задачу. Но вот вам поручают роль, скажем, диверсанта. Познакомиться с ним на «работе» вы не можете. Когда он «работает», он невидим, когда разоблачён, он уже не «работает». А в тюрьме или в суде это уже другой человек. Приходится прибегать к документам, соответствующим литературным произведениям и собственной фантазии. Подчас это бывает трудно. Но у такого «героя» всегда есть второе лицо — лицо человека, за которого он себя выдаёт и в достоверности которого старается убедить других. И чем убедительнее актёр передаст черты этого второго лица, чем ярче и выпуклее оно заиграет на экране, тем разительнее будет контраст, когда вскроется подлинная сущность изображаемого человека (см. фильм «Высокая награда», реж. Е. Шнейдер).
Файт А.А. Разговор со зрителем // Файт А.А. Раб волшебной лампы. М., 2010. С. 181-183.