«Хроника пикирующего бомбардировщика». Экипаж Архипцева — Сережка, Венька и Женя Соболевский. Мы, актеры, Геннадий Сайфулин, Лев Вайнштейн и я, родились в сорок первом и обладаем минимальным багажом личных воспоминаний о тех временах. А играем в фильме даже не сверстников, а младших братьев, тогдашних двадцатилетних ребят, настигнутых войной.
Мы работаем серьезно, мы должны быть правдивыми, мы хотим хотя бы таким образом внести свою лепту во всеобщую благодарную память о тех, погибших.
Конечно, мы на них не похожи. Нас отделяет друг от друга более двадцати пяти лет. Мы играем, угадывая их в себе и себя в них.
Вживаться помогает обстановка: съемки ведутся на одном из военных аэродромов. Мы едим в «той самой» столовке, ходим в форме, живем среди летчиков. Но дело даже не в этом.
Просто это как в донорстве. Нужно, чтобы совпадали группы крови. Если не сходятся, нельзя играть.
Не сочтите за нескромность — так же было и с нами. Наши герои были кровно близки нам. И не потому, что, скажем, один, как и его герой, из интеллигентной семьи, другой, как и по роли, паренек из арбатских переулков, а у третьего и в жизни «шебаршистый» характер. А потому, что, если честно и без громких слов, доведись нам такое, мы, наверное, как и наши герои, бросили бы: Венька — скрипку, Сережка — школят, а я — свои кисти и тихие музейные залы. И отправились бы на призывной пункт, и встретились бы в самолете, и погибли бы, врезавшись на бреющем полете в ряд «фоккеров».
Даль О. Сережка, Венька и я // Советский экран. 1968. № 21. С. 6.