5 февраля 1992 года. Образован Комитет кинематографии при правительстве РФ — восстановлена система государственного управления кинематографией
‹...› 11 февраля 1933 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «Об организации Главного управления кинофотопромышленности при СНК Союза ССР», которое явилось первым в масштабах страны реальным руководящим органом кинематографии. ‹...› Начальником ГУКФ был назначен Борис Шумяцкий, которого вскоре стали называть «народным комиссаром кинематографии». Профессиональный революционер и партфункционер, вхожий в «ближний круг» товарища Сталина, принялся за дело с рвением и твердым убеждением, что все выходящие под его руководством фильмы должны вписываться в рамки марксистско-ленинской идеологии. Утверждая свои художественные требования, начальник ГУКФа зачислял в «секту» формалистов Довженко (в его «Звенигоре» (1927) Шумяцкий усмотрел «кинематографическое знамя буржуазных националистов»), без особых церемоний требовал вырезать сцены и эпизоды из «Чапаева» (1934) братьев Васильевых, «Последней ночи» (1936) Юлия Райзмана, «Партийного билета» (1936) Ивана Пырьева, «Поколения победителей» (1936) Веры Строевой и горой стоял за Григория Александрова, Григория Козинцева, Леонида Трауберга и Михаила Ромма. Благодаря его ярой защите на экран вышли «Веселые ребята» (1934), которых критика обвиняла во всех «буржуазных» грехах. Благодаря его деятельному участию появились «Юность Максима» (1934) и «Петр I» (1937–1938). С именем Шумяцкого связан и успех советских фильмов на международных кинофестивалях в Венеции и Москве. Он первым (после своей поездки в Америку) выступил за генеральную реконструкцию советского кинематографа на основе американского опыта, намеревался совершить техническую и организационную революцию в управлении отраслью и выстроить «советский Голливуд» на Черном море, способный выпускать 200 фильмов в год.
В течение двух-трех лет после прихода Шумяцкого в ГУФК советское кинопроизводство сделало заметный шаг вперед. Важнейшими задачами в этот период были организация производства собственной кинопленки, звукозаписывающей аппаратуры для киностудий, звуковоспроизводящей аппаратуры для киносети, реконструкция киностудий под производство звуковых, цветных и широкоэкранных студий. И эти задачи были успешно решены. Шумяцкий обладал врожденной деловой хваткой. Будучи главным ответственным за кремлевские кинопросмотры для Сталина, он умудрялся подать картины на суд вождя наиболее выигрышным образом и извлечь из высочайшего благоволения наибольшую выгоду для кинодела.
В 1935 г. состоялась первая крупная раздача орденов, званий и премий мастерам кино (сам Шумяцкий получил Орден Ленина). С тех пор практика масштабных поощрений кинематографистов государственными «пряниками» стала обычным делом вплоть до самого конца советских времен. Одновременно вошел в обиход и «кнут»: многие кинематографисты стали жертвами массового террора, свирепствовавшего следующие два десятилетия. Не уцелел и Шумяцкий — регулярное цитирование «отца народов» и публичные заверения в преданности вождю не помогли. 8 октября 1937 г. был арестован друг Шумяцого оператор Владимир Нильсен, а в ночь с 17 на 18 января 1938 г. арестовали и самого Шумяцкого. 28 июля 1938 г. он был расстрелян. ‹...›
Листов В. История государственного управления кинематографом в СССР // Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб.: Сеанс, 2004.