(...)
Всемирно известным имя Игоря Ковалева стало после первого «пилотовского» арт-фильма «Его жена курица» (1990). Сюрреалистическая притча об отношениях мужчины и женщины заявила о рождении автора, создателя нового художественного мира. Разумеется, фирменный стиль Ковалева, а через него и стилистика студии «Пилот» испытали влияние разных анимационных школ и отдельных художников. Но когда видишь стремительный штрих, дрожащее, словно дышащее изображение, прежде всего вспоминается манера эстонского классика Прийта Пярна.
Еще в начале 1980-х юный Ковалев посмотрел пярновский фильм «Треугольник». Вообще-то Игорь пришел в киевский кинотеатр «Дружба» на какой-то иностранный игровой фильм. Перед началом сеанса показывали киножурналы. И вдруг вместо скучных «Новостей дня» прокрутили анимационный сборник, одним из сюжетов которого был «Треугольник». Увидев этот мультфильм, Ковалев сразу ушел из зала, отправился в кассу и купил билет на следующий сеанс. Подождал на улице, пока кончится игровая лента, и снова поспешил в зал на «Треугольник». Этот фильм, по признанию Ковалева, буквально его взорвал.
Картина «Его жена курица» в какой-то степени развивает историю «Треугольника» — там тоже сложные внутрисемейные отношения. Но если Пярна больше интересовали внешние перипетии треугольника, то Ковалев предпринимает глубоководное путешествие в микрокосм одной семьи, в мир, страшноватый своей синей рутиной и в то же время притягательный. Душный, жестокий, задыхающийся от ненависти и… любви.
Все эти страсти и чувствования укрыты пыльной завесой обыденности: полосатый халат, лекарства, кухня. Легко ли обнаружить с подсказки «доброжелателя», что твоя жена — курица, что безнадежно погрязла в быте? Ты уже и сам видишь: вместо шаркающих тапочек по кухонному полу скребут когти куриных лап. Ковалев разыгрывает семейную драму как сюрреалистическую экзистенциальную трагедию, которая, впрочем, может служить фотографической карточкой чуть ли не каждой семьи. А кто из нас не курица? Мы просто никому этого не сообщаем, прячем коготки на куриных лапках подальше от недобрых глаз.
(...)
Лариса Малюкова. Курица и птица. Портрет Игоря Ковалева. Искусство кино № 11 (ноябрь 2012).