Лет пять назад наши мультипликаторы такого и вообразить не могли. За два с небольшим года своей самостоятельной жизни независимая московская мультстудия «Пилот» под руководством Александра Татарского выпустила с десяток хороших картин, получила за них целое ожерелье фестивальных наград дома и за рубежом и создала свою мощную школу мультипликаторов, которая теперь готова помогать всей стране. Про Татарского вообще разговор особый.
Этот настырный и веселый киевлянин мечтал о собственной мультипликационной студии, еще студентом Киевского театрального института. С тайной мечтой о «своем деле» он и приехал в Москву — было это еще в 80-м году, когда подобные энтузиасты в лучшем случае считались сумасшедшими. Будущий предприниматель попал в «мясорубку» ЦТ во времена правления Лапина — про маразматические указания бывшего диктатора Всесоюзного телевидения Саша теперь, по его признанию, может с успехом рассказывать с эстрады. Время шло, и пока сумасбродные «собственнические» предложения Татарского будоражили неповоротливую администрацию ЦТ, Студии имени Горького и новорожденного объединения «Видеофильм», прежде никому не известный киевский художник-мультипликатор успел прославиться (в том числе и за рубежом) и как талантливый режиссер своими забавными мультфильмами — «Обратная сторона Луны», «Крылья, ноги и хвосты», «Пластилиновая ворона», «Следствие ведут колобки» (в соавторстве с давним другом Игорем Ковалевым), и, конечно же, любимой всеми юными телезрителями пластилиновой заставкой к передаче «Спокойной ночи, малыши!».
«Утопическая идея» Татарского о самоопределении стала реальной только после встречи с новым энергичным директором ВПТО «Видеофильм» Олегом Ураловым, рискнувшим взять под свою опеку неугомонных мультипликаторов. И новая мультстудия, состоявшая тогда, в сущности, из нескольких единомышленников, получила наконец свою жилплощадь — в развалинах церкви Трех Святителей на Кулишках. Прогрессивное начинание перестроечной эпохи точь-в- точь попало в давние столичные традиции: «союзмультфильмовцы» уже полвека прозябают как бедные церковные крысы в не приспособленных для кинопроизводства перестроенных храмах. «Пилот» же начинал творить и вовсе под сырыми каменными сводами, рядом с электросварщиками, строителями и плотниками. В эдаких приближенных к боевым условиям «крутого капремонта» и родились на свет первые знаменитые картины студии — иронические мультсборники Татарского «Лифт — 1 и 2» и «кафкианский» фильм Ковалева «Его жена курица».
Бесспорно, столь стремительный взлет и невиданный творческий энтузиазм вызывают всеобщее восхищение. Но я бы пока не рискнула в тех же бравурных тонах воспевать и творческие победы студии. Доминирующий стиль «Татарского — Ковалева» — эффектный и современный, элегантно противостоящий замшелым традициям «Союзмультфильма» своей новаторской выразительностью «стимулирует» появление в работах талантливых дебютантов новых «штампов» — уже «Пилотфильма»... Ими грешит и совсем новая обаятельная экологическая притча «Пуме» недавнего выпускника Высших режиссерских курсов Михаила Алдашина.
В нынешнем багаже студии из единого стиля выбиваются пока два авторских фильма, в судьбе которых «Пилот» сыграл лишь роль продюсера. Я говорю об изысканно-трогательной платоновской «Корове», выполненной свердловчанином Александром Петровым в технике «ожившей живописи», и об абсурдистской рисованной новелле Ивана Максимова «5/4» на тему известной джазовой композиции Дэйва Брубека. Первая лента уже получила Гран-при международного жюри в Хиросиме, вторая — имеет высшую награду первого Всесоюзного кинофестиваля «Дебют» и первое место в профессиональном рейтинге последнего Всесоюзного семинара мультипликаторов.
Александра Татарского, настроенного на живую современную многостильную анимацию, никак нельзя считать художественным диктатором «Пилота». Его творческий авторитет имеет огромное влияние на молодых художников студии, пришедших учиться ремеслу анимации, как говорит сам Саша, «прямо с улицы», прочитав обыкновенное объявление в газете. Но, чтобы новое поколение авторов «Пилота» самовыражалось в полной мере, нужны все-таки не те стремительные сроки, в которые «асы» студии поднялись к высшим ступеням признания на своем «летучем «Лифте». Уверена, творческий задор Татарского, разбудивший «спящее царство» столичной мультипликации, поможет его молодому творческому коллективу взлететь и к высотам новых художественных открытий. В «Пилоте» еще только учатся летать!
Лукиных, Наталья. В «Пилоте» учатся летать... М.: Экран, 1991, № 9, с.25