В фильме режиссера Ф. Эрмлера «Великий гражданин» Федоровой была поручена роль молодой партийки-работницы Нади. Хотя Надя и не играет ведущей и решающей роли в развитии действия в фильме, но все же она далеко не простой свидетель происходящих событий. Наоборот, она очень активно участвует в борьбе против группы политических авантюристов, обманным путем пробравшихся к руководству крупной губернской партийной организации.
Параллельно с этой главной линией переплетается лирическая и чуть-чуть комедийная линия взаимоотношений Нади с молодым партийцем Колесниковым. Повидимому, они в одинаковой степени любят друг друга. Но Колесников более стремителен, в то время как Надя не очень спешит со свадьбой. На этой почве у них происходит рад полусерьезных, полушутливых столкновений.
Так, очень хороша Федорова в сцене, где Колесников для объяснения своего внезапного возвращения из Москвы (а вернулся он для разоблачения мошеннических махинаций антипартийной группки, засевшей в губкоме) в присутствии Нади говорит заворгу губкома Воровскому, что он приехал, так как этого требовал... долг чести! «Приехал — жениться!» В выражении лица Нади и изумление, и смущение, и гнев — все вместе.
Надя. Сенька, ты что — очумел?
Сенька (смущенно). Надя, ты понимаешь — иного выхода не было...
Надя. Но... но что ты ему наговорил?
Сенька (конфиденциально). Ну, ты... ну, ты понимаешь, Надя... для дела нужно!
Надя (с досадой). Да, но ты мог придумать что-нибудь более остроумное.
В довершение всего, в момент, когда надо было придумать какой-нибудь благовидный предлог для того, чтобы собраться и посовещаться с приехавшим из Москвы членом ЦКК Максимом, предприимчивый Сенька, не задумываясь, приглашает... на свадьбу. Это окончательно выводит из себя Надю, и она в полном негодовании убегает от Сени. Тот в панике бежит за нею, нагоняет ее на лестнице.
Сенька. Подожди, ты сумасшедшая!.. Ты слышала, что Петр Михайлович сказал?
Надя (угрюмо). Слышала...
Сенька. Нужно собраться, с народом поговорить.
Надя (угрюмо). Нужно...
Сенька. А где?
Надя (обернувшись к нему, с гневом). А при чем тут свадьба? Ты мог бы сказать — рождение, именины, ну, мало ли что?! А почему именно — свадьба?!
Сенька (смущенно). А черт его знает, действительно, почему я сказал — свадьба?! (Примирительно) А тебе что, неприятно, Надя? Пускай будет свадьба, а?
Надя (смягчившись, но все еще обиженно). Кажется, мог бы со мной посоветоваться.!.
В фильме показана деятельная работа Нади и Сени по обеспечению разгрома антипартийной группы. Отметим один кадр, актерски очень тонко сделанный. Двурушник Карташов говорит речь и лицемерно клянется в верности партии. Все аплодируют. Хлопает и Надя. Она знает, что слова, которые говорит Карташов, правильные слона, но сам Карташов не верит тому, что говорит. Он лжет и лицемерит, он обманывает, вернее, пытается обмануть партию. И ее двойственное отношение к словам и к тому, кто эти слова произносит, Федорова очень тонко раскрывает тем, как она аплодирует. Хлопает она нехотя, лениво, редкими хлопками, но демонстративно широким взмахом руки. <...>
Карэн Ф. Зоя Федорова — М: Госкиноиздат, 1939